Страницы

суббота, 18 октября 2014 г.

1 .1 Эволюция бизнес- процессов и требований к информационным системам

           



                                                  "Данные- это актив компании"





         Итак, использование системы планирования ресурсов предприятия- ERP как составной части корпоративной информационной системы  стали важнейшим фактором обеспечивающим успех современной компании на быстро меняющемся  рынке товаров и услуг.

         Отдельные программные решения, автоматизирующие ту или иную функциональную сферу или бизнес-процесс ,уже не удовлетворяют потребностям как крупных корпораций,так и среднего бизнеса. От автоматизации , использующей иногда десятки систем различных производителей , компании переходят к комплексным решениям, обеспечивающим глубокую степень интеграции и адаптации бизнес-процессов.При этом возрастают как требования к гибкости и детализированности учета и планирования, так и к скорости работы системы и возможности оперировать сверхбольшими объемами данных.

        Вследствие этого современные ERP системы становятся все более сложными как для работы конечных пользователей, так и для настройки. На слайде видно как технологический прогресс влиял на IT-потребности бизнеса и бизнес-модели.




        
слайд 1




         Если проанализировать развитие корпоративных ИТ в течение десятилетий, то можно увидеть, как происходила эволюция запросов бизнеса к ИТ, как менялись предъявляемые к ним требования и как решения давали возможность решать все новые и новые задачи. 

         В 80-е гг. были отдельные приложения, как таковой интеграции не было вообще, она была ручная.

         В 90-е гг. приложения начали соединять, писать всевозможные коннекторы. Появилось множество концепций – business process optimization, реинжиниринг,  – предназначенных именно для того, чтобы соединять какие-то разные вещи.

        Потом, где-то к 2000 г., придумали сервисно-
ориентированную архитектуру, интеграционные шины, которые интегрировали приложения. Одновременно с этим наблюдался триумфальный подъем таких моноплатформ, как, например, SAP *или Oracle**.

 Они являли собой подтверждение того, что интеграция – очень сложный процесс и проще – пусть и дорого – заплатить за эту моносистему, главное достоинство которой – хорошая внутренняя интегрированность различных модулей. На какой-то период это было хорошее решение, но не навсегда.


        С 2000 по 2010 г. параллельно шли следующие процессы – появились OLAP-технологии, которые позволяли вести аналитическую обработку данных в режиме реального времени. А с другой стороны, стали возникать технологии MDM (Master Data Management), позволявшие управлять данными (прежде всего начинать вытаскивать различные реестры и регистры в систему управления нормативно-справочной информацией). Они начали отбирать эти функции у приложений, и это, наверное, и стало началом интеграции данных.

    После этого появилось такое понятие, как корпоративное хранилище данных – Data Warehouse, куда складывались прежде всего всевозможные нужные агрегаторы, которые были доступны разным приложениям. И эта практика стала настолько удобной и общепринятой, что после этого интеграционные шины приложений просто тихо «умерли». Аналитический слой начал брать на себя все больше и больше, он стал ключевым инструментом интеграции. Он начал брать типовые аналитические задачи моделирования, прогнозирования, аналитические сервисы. Стала увеличиваться и часть MDM (продукты, связанные с Active Template Library, с нормализацией, дубликацией и т. д.). 

      На все это в районе 2000 г. наложился еще один фактор, связанный с бумом Big Data. В корпоративное хранилище (я позволю себе назвать его за его огромные размеры экза-хранилищем) стало поступать бесконечное количество оцифрованных неструктурированных данных: видео, голос, тексты, телеметрия и т. п. И все эти приложения – и аналитические, и транзакционные – фактически стали интерактивными. Центром интеграции стало экза-хранилище, этот огромный Data Warehouse. 
  
      Одновременно возникла совершенная новая задача, которой раньше не было. Надо сказать, что эта задача в подавляющем большинстве компаний только начинает решаться. Речь идет об операционном процессе управления данными как корпоративным активом.  Структуры, которая этим системно занималась бы, практически нет ни в одной российской компании, а в западных они активно начинают появляться. 

     Между тем существуют очень серьезные вопросы: например, как методологически управлять жизненным циклом данных (это большая сложная тема и в целом не айтишная). Есть вопрос, каким образом держать и поддерживать корпоративную модель данных, потому что без нее эти данные не представляют ценности (ты должен понимать, что, где и в какой момент ты можешь взять, и, самое главное, не просто понимать самому, а дать возможность понимать это бизнесу, который этим пользуется).  

   Если представить функциональную архитектуру типового экза-хранилища, то можно выделить четыре больших слоя. Это все, что связано с аналитическими сервисами; огромное количество всего, что связано с оцифровкой данных; огромный слой всего, что связано с хранением, и, наконец, вычислительная инфраструктура, «железо». Все это строится на различных специализированных (в зависимости от того, каким образом эти данные обрабатываются) сложных архитектурах.

     Все это не только существует само по себе, а еще и взаимодействует во многих других плоскостях и измерениях, связанных с мобильностью, облаками, SaaS, технологическими вещами типа in-memory analytics и т. д.

  Если ставить себе задачу сегодня построить такое «правильное» экза-хранилище, то обнаруживается, что количество платформ, продуктов, предназначенных для интеграции данных, сегодня измеряется сотнями. При этом никакую из платформ нельзя просто взять как типовой кирпичик и положить в какое-то место в архитектуре экза-хранилища. Нет, каждая из них претендует на то, чтобы занять в нем как можно больше места. А с другой стороны, все разработчики стараются сосредоточиться на какой-то очень узкой зоне, где они будут чемпионами. В результате компания, пытающаяся построить для себя оптимальную современную IT-архитектуру, получает задачу сложить такой трехмерный паззл – есть набор из этих платформ, из которых надо каким-то чудесным образом сложить нормализованное хранилище. Это очень сложно – поддерживать такое огромное количество платформ: они конфликтуют друг с другом, они конкурируют.

      В результате мы пришли к тому, от чего уходили, – к тому, что интеграция переместилась на другой уровень: не на уровень интеграции приложения, а на уровень интеграции всех этих данных в огромных Data Warehouse, которые сегодня и есть ключевая зона сложной технологической интеграции.

   Мы живем в эпоху крайне фрагментированного продуктового ландшафта – уже далеко в прошлом те времена, когда корпорации опирались только на два-три больших бренда. Раньше, если говорили про обработку данных, брали Microsoft, Oracle, иногда db2. Сегодня количество продуктов, которые специализируются на интеграции данных, измеряется сотнями – достаточно взглянуть на аналитические отчеты по рынку Gartner или IDC.

слайд 2

      Эффективное использование IT для развития бизнеса является сегодня одним из ключевых факторов конкуретноспособности компаний.Лозунг «данные — это актив» сейчас звучит у многих, но реально превратить данные в финансовую ценность удается, мягко говоря, не всем. И те компании, которым удастся это сделать, во многом преуспеют.



     




Комментариев нет:

Отправить комментарий